С 12 по 15 декабря в Белоруссии гостили представители ведущих аналитических центров США: Центра стратегических и международных исследований, Исследовательской службы Конгресса США, Фонда Карнеги за международный мир, Фонда «Наследие», Фонда «Инициатива по сокращению ядерной угрозы», Института новых демократий, а также представители Рэдфордского университета. Несмотря на то, что посольство Соединенных Штатов в Белоруссии официально открестилось от подобной делегации, заявив, что она «не имеет никакого отношения к правительству США», невольно возникает вопрос: так ли это на самом деле?
Вроде бы план мероприятий американской делегации достаточно прост и прозрачен. Посещение Парка высоких технологий можно связать со стремлением наладить выгодное сотрудничество и обменяться опытом; поездка в Исследовательский институт «Сосны» — с достигнутыми ранее договоренностями между Белоруссией и США по утилизации урана; изучение Международного учебного центра МВД по вопросам миграции и торговли людьми — с обменом опытом и ознакомлением с деятельностью республики по данной проблеме (Белоруссия действительно много делает в области борьбы с торговлей людьми); а посещение Национальной библиотеки — с ознакомлением с «достижениями» белорусского народа и его президента. Встречи же с депутатами Национального собрания, с руководством внешнеполитического и оборонного ведомств, белорусскими политологами и журналистами, а также с Александром Лукашенко носили и вовсе неофициальный характер. Правда, предложение президента создать постоянный механизм двустороннего обмена информацией и сотрудничества между Белоруссией и США вызвало определенное оживление в рядах американской делегации: «Надеюсь, что наши контакты будут продолжены, а ваш первый визит в Беларусь станет не последним… Может быть, нам даже стоит подумать о создании некоего постоянного механизма двустороннего обмена информацией и сотрудничества». Давайте разберемся, кому президент предложил обмениваться информацией?
Центр стратегических и международных исследований (CSIS). Частная, основанная на принципе двухпартийности организация, штаб-квартира которой располагается в Вашингтоне, существует уже более сорока лет и официально ставит перед собой достаточно благородные цели: изучение всего спектра проблем национальной и глобальной безопасности; помощь в разработке новых методов политического управления в эпоху глобализации (программы по технологической и государственной политике, международной торговле и финансам и энергетике) и т.д. Помимо этого, CSIS стремиться помочь Соединенным Штатам «переосмыслить» политическое управление в соответствии с радикально трансформировавшемся благодаря технологии миром, для чего в его рамках уже действует Совет из 20 человек, в числе которых 5 членов Конгресса США, два Нобелевских лауреата, девять старших представителей прошлых и нынешних президентских администраций и два бывших м
3951
инистров обороны США (один из них, Джон Хэмри, с апреля 2000 года возглавляет CSIS). К тому же, в Центре стратегических и международных исследований осуществляют свою деятельность Збигнев Бжезински, Генри Киссинджер , Уильям Коэн , Джеймс Шлезингер, Р. Джеймс Вулси и др.
Список участников «неправительственной» и «частной» организации можно продолжать и далее. Однако следует понимать, что термин «бывший» для большинства из членов CSIS можно применить лишь формально, так как они по-прежнему являются частью системы управления внешней политикой США. Поэтому специалисты Центра проводят мониторинг практически всех стран мира, собирая информацию и разрабатывая при этом варианты ответов необходимых для перестройки политической «повестки дня» Госдепартамента США.
Фонд «Наследие».
Фонд был основан в 1973 году для проведения научных исследований в целях содействия правительству США, средствам массовой информации и научным организациям. Несмотря на то, что официально он не связан с какой-либо партией, известно, что в основе его работы по политическим проблемам лежит либерально-консервативный подход: свободный рынок, ограниченное вмешательство правительства в жизнь общества и максимальная свобода личности. Все исследовательские и аналитические работы, выполненные Фондом, бесплатно распространяются среди членов Конгресса США и государственных чиновников, занимающих ключевые посты в органах исполнительной власти США. В настоящее время в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне работает более 150 человек, а его бюджет превышает 20 миллионов долларов.
Необходимо учитывать, что ряд политических стратегий, разработанных Фондом при содействии органов разведки США, легли в основу политической программы Р. Рейгана и Дж. Буша-старшего. Помимо этого, при непосредственном участии Фонда по заказу администрации президента США в 1989 году была разработана доктрина «Освобождение», раскрывающая технологии развала СССР и последующего управления процессами, происходящими в России. Поэтому считать, что Фонд «Наследие» является частной организацией, не имеющей никакой связи с правительством США, было бы, по меньшей мере, наивно.
Фонд Карнеги за международный мир.
Наиболее интересная и деятельная организация из всех, которые удостоили своим вниманием Белоруссию нынешней зимой. Фонд, штаб-квартира которого находится, как уже можно догадаться, в Вашингтоне, был учрежден на пожертвования Эндрю Карнеги в 1910 г. Официально заявленные цели (проведение фундаментальных исследований, общественных дискуссий, публикации материалов, информирование органов власти и общественности по политическим, социально-экономическим, военным и иным проблемам современности) по большей части являются лишь ширмой реальной деятельности Фонда. Можно с уверенностью утверждать, что главной задачей организации является сбор информации о гражданской активности в различных странах мира (в первую очередь на территории бывшего СССР) и использование ее в целях воздействия на их политическую и социально-экономическую жизнь.
Финансирование Фонда ведется различными американскими и европейскими частными фондами (фонд Форда, фонд Мотта, фонд Рокфеллера), а также некоторыми государственными (Национальный совет по разведке США, Министерство по международному развитию Великобритании, Министерство обороны США, Госдепартамент США) и коммерческими («Шеврон», «Дженерал Моторс», корпорация «Боинг», «Дженерал электрик») организациями. Руководство и большинство членов организации в прошлом занимали высокие руководящие посты в правительстве США: Джессика Мэтьюс — ранее занимала руководящие должности в Совете национальной безопасности США; Мортон Абрамович — в прошлом руководитель Бюро разведки госдепартамента США; Арнольд Горелик — бывший сотрудник ЦРУ, возглавлявший отдел советской политики в аналитическом управлении и т.д.
Помимо этого, ряд экспертов заявляют о том, что Фонд Карнеги является лишь прикрытием для деятельности трех западных организаций, играющих немалую, пускай и неофициальную, роль в мировой геополитической системе: Совет по международным отношениям (объединяет самых влиятельных людей Запада, контролирующие финансы Западного мира через управление Федеральной резервной системой США и Нью-Йоркской фондовой биржей), Бильдербергский клуб (объединяет американских политиков, финансистов и аналитиков с их европейскими коллегами) и Трехсторонняя комиссия (призвана объединить под эгидой США европейские и тихоокеанские государства с развитыми экономиками). Примечательно, что эти организации не только направляют деятельность фонда Карнеги и финансируют ее, но и непосредственно работают в одном и том же здании в Вашингтоне. Комментарии, как говорится, здесь излишни.
Исследовательская служба Конгресса США.
Принято считать, что подобная служба появилась еще в 1914 году, в связи с необходимостью предоставить Конгрессу независимый источник исследований и анализов (до начала 1970-х годов предшественницей ИСК являлась Законодательная справочная служба). Со временем Исследовательская служба Конгресса превратилась в составную часть процесса выработки и принятия политических решений в Конгрессе США, став центральной частью разветвленной системы информационно-аналитического обеспечения американских конгрессменов. В настоящее время она включает в себя две вспомогательные службы — Главное счетное управление и Бюджетное управление конгресса, а также сеть комитетских и личных помощников. Основной задачей ИСК является подготовка докладов для Конгресса по запрашиваемой конгрессменами тематике. К числу наиболее важных клиентов относятся комитеты по международным отношениям и комитеты по военной службе обеих палат, сенатский комитет по разведке и пр. Учитывая направления деятельности организации, отрицать прямую связь ИСК с руководством США абсурдно.
Институт новых демократий.
Данная организация, базирующаяся в Вашингтоне, позиционирует себя как беспартийная и некоммерческая структура, занимающаяся продвижением надлежащего управления, а также внедрением прав человека и верховенства закона в странах, переживающих политические преобразования. Помимо этого, ИНД поддерживает демократические реформы в области образования, исследования в области политики и осуществляет практическую помощь государственным учреждениям, независимым СМИ и различным институтам гражданского общества.
Однако при более детальном рассмотрении оказывается, что реальными задачами Института является сбор информации в странах с переходной экономикой и создание в них управляемого США гражданского общества. Наиболее ярким примерами подобной деятельности является работа ИНД в Узбекистане (при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию в стране осуществляется проект реформирования государственной политики в области прав человека и свободы вероисповедания на основе американского опыта) и Казахстане (разработаны и осуществляются проекты, направленные на укрепление американо-казахских отношений).
Фонд «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» (NTI).
Фонд был основан в январе 2001 года в качестве частной организации, но с 1 июля 2003 года изменил свой статус на общественную благотворительную организацию, что позволило фонду принимать взносы от организаций и частных лиц. Официально NTI является неправительственной организацией, главная задача которой заключается в укреплении глобальной безопасности путем снижения риска применения и распространения ядерного, биологического и химического оружия, а также в работе по построению доверия, прозрачности и безопасности между всеми членами мирового сообщества. Деятельность организации сосредоточена на воздействии через международные организации и неправительственные институты на руководство стран, обладающих ядерным потенциалом.
Казалось бы, приезд представителей NTI в Белоруссию обусловлен стремлением республики избавиться от запасов обогащенного урана и только. Однако необходимо смотреть немного глубже. Подобная организация, руководят которой миллиардер Тэд Тёрнер, бывший сенатор США Сэм Нанн , бывший главнокомандующий Стратегического командования США генерал ВВС США Юджин Хабигер, президент Фонда Карнеги за международный мир Джессика Мэтьюз, бывший министр обороны США Уильям Пери и ряд иных представителей «далеких» от американского правительства структур, являет собой не что иное, как еще один инструмент влияния Соединенных Штатов на других участников международного процесса, а в данном случае на Белоруссию.
Редфордский университет.
Пожалуй, единственная организация, напрямую несвязанная с правительством США и не располагающаяся в Вашингтоне. Основанный еще в 1910 году университет является главным высшим учебным заведением штата Виржиния. Однако выбор Редфорского университета, в качестве представителя академической среды США, по всей видимости, также не случаен. Это один из немногих образовательных центров страны, в котором проходит изучение современной жизни постсоветских республик, в том числе и Белоруссии. Например, не так давно университет опубликовал статью профессора Иоффе «Понимая Беларусь: экономический и политический ландшафт», в которой оспариваются установившиеся на Западе взгляды на положение дел в республике. Примечательно то, что исследование отказывается от привычного в США и ЕС представления о Белоруссии, как «последней европейской стране во главе с диктатором» и рассматривает деятельность нынешнего (вероятнее всего, и будущего) президента, как единственно правильную в сложившихся условиях 1990-х и начала 2000-х годов.
Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что приезд в Белоруссию делегации из представителей ведущих аналитических центров США является не чем иным, как попыткой Вашингтона не только прозондировать почву, но и намекнуть Лукашенко на возможные позитивные изменения в двухсторонних отношениях, при этом официально оставаясь в стороне. Одним из доказательств может служить тот факт, что члены делегации не встречались (по крайней мере, открыто) с представителями оппозиционных организаций, поддержку которых они осуществляли последние годы. По всей видимости, 19 декабря станет для нынешней оппозиции «лебединой песней», если официальный Минск сделает правильные выводы.