Следствие пришло к выводу, что организаторы акции на Манежной площади Москвы призывали к беспорядкам, но благодаря грамотным действиям милиции не смогли реализовать свои планы. Как отмечает «Коммерсант», СКП после прокурорской проверки все-таки признал события на Манежной, происшедшие 11 декабря, массовыми беспорядками. Правда, уголовное дело было возбуждено по самой легкой, третьей части 212-й статьи УК — призывы к неподчинению милиции, массовым беспорядкам и насилию над гражданами.
Таким образом, участникам несанкционированного митинга на площади грозит всего до трех лет лишения свободы. Еще меньше могут получить правоохранители, действия которых вызвали акции протеста, — против них возбуждено дело за халатность.
Как отмечает газета, СКП для полноценного дела по тяжелым ч. 1 и ч. 2 ст. 212 и ч. 2 ст. 282 не хватило так называемых квалифицирующих признаков. В частности, для признания акции массовыми беспорядками ее участники должны были совершить насилие над гражданами, поджоги, погромы, применить оружие или взрывчатку, а также оказать силам правопорядка вооруженное сопротивление.
Следствие же, изучив собранные доказательства и опросив свидетелей, пришло к выводу, что организаторы акции на Манежной призывали к беспорядкам, но благодаря грамотным действиям милиции не смогли реализовать свои планы. Соответственно и дело было возбуждено не за конкретные действия, а только за призывы к ним.
То же самое произошло со ст. 282. Как установил СКП, призывы к возбуждению «ненависти или вражды» на национальной почве действительно звучали (толпа даже сама скандировала «Два, восемь, два!», видимо объясняя мотивацию своих действий), однако за криками так ничего и не последовало. Например, по версии СКП, находившиеся на площади болельщики не применяли организованное насилие (были лишь отдельные факты нападений). Кроме того, собравшейся на площади толпой из 5-6 тыс. человек никто толком не управлял. Илья Кубраков, которого глава МВД России Рашид Нургалиев поспешил объявить одним из организаторов акции на Манежной (якобы он руководил толпой с помощью мегафона), оказался 14-летним восьмиклассником. Да и арестовал его Симоновский райсуд вовсе не за беспорядки, а за участие в совершенном на следующий день убийстве дворника из Киргизии, напоминает издание.
В результате дело было заведено, как на том и настаивала прокуратура, по громким статьям УК, но с минимальной ответственностью для его будущих фигурантов. Свои три года участники беспорядков и так могли бы получить за хулиганство и нанесение побоев в ходе акции. Пока же большинству из них грозят штрафы и 15-дневные аресты за нарушение требований КоАП. При этом задержания нарушителей за последнюю неделю были столь массовыми, что рассмотрение их дел мировыми судами может растянуться на меся
15d6
цы.
В уголовную плоскость было переведено и внутриведомственное разбирательство по факту освобождения участников массовой драки 6 декабря на Кронштадтском бульваре Москвы. Напомним, что Аслан Черкесов — непосредственный убийца болельщика «Спартака» Егора Свиридова — по ходатайству следственного отдела СКП по Головинскому району был арестован судом. Остальных пятерых участников нападения правоохранительные органы освободили, что и стало формальным поводом для беспорядков. Прокуратура Москвы, проведя проверку, установила, что освобождение было незаконным. В свою очередь председатель СКП Александр Бастрыкин , назначая доследственную проверку, заявил, что инцидент произошел из-за плохого взаимодействия следствия и органов внутренних дел.
После того как президент Дмитрий Медведев потребовал «разобраться с теми следователями, кто отпустил виновных, в следственном управлении СКП по Москве возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 293 (халатность). Отметим, что ч. 1 опять же является самой легкой квалификацией данной статьи — максимальным наказанием по ней являются исправработы на срок до года или арест на три месяца.
Как объяснили в СКП, пока дело возбуждено не в отношении конкретного лица, а по факту проявленной халатности.