Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин встретился с Президентом Латвийской Республики В.Затлерсом

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Я очень рад Вас видеть, господин Президент! Мы с Вами уже неоднократно встречались. Я знаю, что у Вас большая программа: и Москва, и Петербург, большой объём работы, встреча с Президентом Медведевым, подписание целого ряда документов. Наши коллеги в рамках межправкомиссии в июне – да?..

В.Затлерс: Да, в Пскове.

В.В.Путин: …собирались, готовили все эти документы к подписанию во время Вашего визита, с тем чтобы он был наполнен конкретным содержанием. Я в начале нашей беседы хотел бы отметить драматическое снижение наших торгово-экономических связей – в условиях кризиса спад был на 48%. За девять месяцев текущего года у нас рост уже более 50% (53%), и есть все основания полагать, что мы приблизимся к концу этого года к докризисному уровню. И всё-таки мы его не достигнем. У нас было 8,5 млрд долларов. А будет 5 млрд с небольшим. Но тем не менее тенденция положительная. Наша задача заключается в том, чтобы эту положительную тенденцию закрепить, сохранить, сделать всё для того, чтобы наши отношения диверсифицировались, развивались, чтобы мы могли работать эффективно на рынках наших стран. Продукция латвийских производителей пользуется традиционным спросом, имеет хорошую репутацию на российском рынке – все направления, очень много направлений, в том числе сельскохозяйственная продукция. Очень важное значение имеют связи в области транспорта. Более чем на 70% российскими грузами загружен латвийский порт. Естественно, важным направлением взаимодействия остаётся энергетика, но и не только. Есть хорошие совместные проекты. Я очень надеюсь, что в ходе Вашего визита всему этому многообразию наших связей будет придан хороший сигнал и хороший толчок. Добро пожаловать!

В.Затлерс: Спасибо большое за гостеприимство! Сегодняшний день был продуктивным – не только конструктивным, но и продуктивным. И конечно, я хочу особенно отметить большое число соглашений, которые были подписаны. Это уже работа межправительственной комиссии за несколько лет. Это хорошее начало. Я уже несколько раз говорил: это – начало.

Я думаю, что и сам визит придаст другой фон нашим отношениям, в том числе политическим. Ещё раз скажу: главное – чтобы предприниматели не боялись политических рисков, чтобы они боялись своих бизнес-рисков. Это в какой-то степени поворотный пункт. Хорошо, что есть тенденция улучшения товарооборота. Конечно, я должен дать эти цифры: от роста плюс 11 мы упали в минус 18. Сейчас уже отмечается рост торгового оборота между Латвией и Российской Федерацией. И эту тенденцию мы будем продолжать.

Журналисты сегодня мне несколько раз задавали вопрос – какой фон? Их больше интересует фон, а
21c2
даже не то, что мы подписали. Мне очень приятно, что фон очень хороший. Я хочу поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, лично, потому что, когда мы встречались в начале этого года, фон был, но он не был такой, как сегодня. Наша встреча в Хельсинки, на которой мы договорились, была очень продуктивной и открыла мне реальный путь к приезду 9 Мая. Поэтому, Владимир Владимирович, большое спасибо!

А чтобы под конец дня продолжились эти хорошие отношения, которые тогда наладились… Вы помните, мы говорили о Континентальной хоккейной лиге? Когда я приехал домой, мне люди задавали вопрос: «О чём вы говорили?» Я говорю: «О хоккее». Они все улыбаются сразу.

В.В.Путин: Это мой проект практически.

В.Затлерс: Я знаю. Но, чтобы проект продолжался, у нас есть предложение. Это «Динамо» Рига. (Вручает российскому Премьеру майку хоккеиста рижского «Динамо» с номером 7.) Вы сказали, что этот наш человек – в Вашей команде (П.О.Авен — президент «Альфа-Банка», сопредседатель российско-латвийского делового совета), но Вы – ваш человек в нашей команде.

В.В.Путин: Спасибо.

В.Затлерс: Номер 7.

В.В.Путин (улыбаясь): Счастливый.

В.Затлерс: Если ещё и день рождения, то совсем счастливый.

Если серьёзно, у нас есть о чём поговорить в контексте именно двустороннего экономического сотрудничества, так как же в контексте Евросоюза и России. Я уже несколько раз говорил, на каком фоне мы поддерживаем безвизовый режим, чтобы начать все эти шаги, которые нужно сделать в нашей работе с обеих сторон, чтобы они начались немедленно. Это хотят услышать, потому что Латвия – страна, которая имеет границу, реальную границу с Россией. Я думаю, что так мы создадим более приятный фон для интенсивного развития экономик Евросоюза и России. Конечно, сейчас уже много министров – на моей стороне и в Вашей стране ответственные люди тоже.

Я хочу также поговорить о деловом совете, который тоже делал очень много. Как и господин Авен с Вашей стороны, так и господин Мельник (В.И.Мельник – советник Президента Латвии, сопредседатель российско-латвийского делового совета) с нашей стороны сделали очень много, то есть мы заложили тогда хороший фундамент.

Что мы видим? Мы видим: если есть, то будет расти и спрос на энергоносители — это будет расти. Также будет расти товарооборот между Европой и Россией. Но мы должны реально координировать наши усилия по развитию быстрых надёжных транспортных коридоров.

Я хотел бы знать Ваше мнение. Это может быть железнодорожная сеть – как увеличить товарооборот? Что реально можем сделать в наших портах? Их три, и у всех трёх есть площади, которые измеряются десятками гектаров, на которых возможно строить терминалы, чтобы эта сеть работала нормально.

Это также автодорожная сеть. Мы должны с обеих сторон понимать, что мы строим – узкую маленькую дорогу или немного шире (в полторы полосы), может быть, две и четыре полосы? Надо смотреть в будущее, потому что надо показать всем, что наши намерения долгосрочны.

В.В.Путин: Что касается транспортной инфраструктуры, сейчас мы об этом поговорим поподробнее. Одна из наших компаний, например, намерена вкладывать в развитие Рижского порта для перевалки минеральных удобрений. Но это один из проектов. Мы поговорим по всему комплексу поподробнее.

Мы знаем, что латвийская экономика пострадала довольно сильно в результате этих тяжёлых процессов в мировой экономике. И нам бы очень хотелось, чтобы наши двусторонние связи были тем фактором, который, во-первых, помогал бы и вам, и нам смягчать эти последствия мирового кризиса, а во-вторых, был бы существенным фактором выведения наших экономик на путь такого поступательного развития. Имею в виду, что у нас есть хорошие заделы, оставшиеся из прошлого (в прошлом тоже было немало хорошего), – инфраструктурные вещи, взаимозаменяемость, дополняемость экономик. Эти конкурентные преимущества, конечно, нужно использовать по максимуму, для того чтобы добиться позитивного результата.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в Зеленограде заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Совсем недавно, 1 декабря, на заседании Правительства мы говорили о результатах работы государственных фондов по поддержке научной и научно-технологической деятельности. Предлагаю сегодня в рамках Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям вернуться к этим вопросам, поговорить о том, как строится работа.

Напомню, что эта площадка создавалась ещё в 2000 году в чистом поле, здесь был поставлен первый корпус, началась работа. Работа идёт, и идёт в целом неплохо. Я хочу напомнить, что работа в рамках этих фондов складывается по трём направлениям. Первое – это поддержка фундаментальной науки, и потом от этого направления отпочковалось другое направление деятельности – поддержка малого и среднего предпринимательства в инновационной среде. И третье направление – это поддержка гуманитарной науки.

В достаточно сложные годы, когда финансирование науки было крайне ограничено, эти фонды сыграли положительную роль, потому что точечно оказывали поддержку тем направлениям, которые были наиболее важны, наиболее востребованы.

За всё время работы фондами было профинансировано около 120 тыс. проектов. За счёт средств фондов было опубликовано более 4,5 тыс. научных трудов, проведено свыше 1 тыс. научных экспедиций.

Оказывалась поддержка молодым учёным. Так, большой популярностью среди творческой молодёжи пользуется программа, которая называется «Участник молодёжного научно-инновационного конкурса». Получается знаковая аббревиатура – «У.М.Н.И.К.». В её рамках более 4 тыс. инноваторов получили на развитие своего дела порядка 1 млрд рублей.

Отмечу, что Фонд развития малого предпринимательства в научно-технологической сфере тесно сотрудничает с Внешэкономбанком, с Российской венчурной компанией, корпорацией «Роснано». И, по сути, вместе эти институты развития формируют общую инфраструктуру для инновационного и высокотехнологичного бизнеса.

Мы понимаем важность и востребованность работы государственных фондов поддержки науки, поэтому в текущем году этим структурам было выделено более 10 млрд рублей. Кстати говоря, и в 2009-м была выделена эта же сумма (чуть-чуть даже побольше). Мы, по сути, остались на уровне докризисного 2008 года в 2009-м и 2010 году. В 2011 году из федерального бюджета на эти цели предполагается направить 11 млрд рублей.

Эти средства должны быть истрачены рационально, рачительно, пойти на финансирование д
447d
ействительно прорывных научных направлений, на разработку наиболее оригинальных и нестандартных идей научных исследовательских коллективов, а также на поощрение инновационных проектов, имеющих хорошую бизнес-перспективу.

Отмечу, что в настоящее время в России сформировался целый ряд инструментов, с помощью которых государство и частный бизнес обеспечивают развитие науки и инноваций. Это государственные программы, целевые научно-технические фонды (компании с государственным участием), частные инвестиционные и венчурные фонды.

Важно, чтобы государственные фонды нашли своё место в этой системе поддержки науки и инноваций, чётко определили те позиции, где их работа наиболее востребована и не имеет альтернативы.

Ни в коем случае фондам нельзя превращаться в мини-министерства, дублировать функции государственных научных структур, академий, работать по ведомственным стандартам и шаблонам. Не надо бояться меняться, надо стремиться соответствовать сегодняшним реалиям и в первую очередь выстраивать прямой диалог с теми, для кого и создавались государственные фонды, – с исследователями, научными коллективами. Главным принципом деятельности фондов должны быть публичность, прозрачность и общественный контроль. Поэтому хотел бы сегодня обратить внимание на несколько моментов.

Первое. Нужно тесно и заинтересованно работать с теми, кто обращается в фонды с заявками на получение грантов, оказывать им квалифицированную консультацию, помогать оформить все нужные документы, чтобы бюрократические формальности не тормозили дело.

Во-вторых, исследователи должны понимать, как будут рассматриваться их заявки, чем гарантирована объективность экспертных оценок, а также иметь все возможности ознакомиться с результатами этой экспертизы.

Нельзя давать ни малейшего повода для разговоров в научной среде о том, что деньги выдаются только на так называемые свои проекты, близким к фондам людям. В этой связи необходимо наладить выборочный независимый контроль качества экспертных заключений.

Далее. В целом работа фондов должна быть ещё более открытой. Прошу публиковать в свободном доступе, на интернет-сайтах не только те заявки и проекты, которые получили гранты, но и обзорную информацию о всех других поступивших заявках, чтобы экспертное сообщество могло сравнить: какие заявки были и какие выиграли и получили грант.

И, конечно, на информационных ресурсах фондов должны появляться полные сведения о практических итогах и результатах реализации проектов, которые получили господдержку.

Четвёртое. Считаю, что должна быть разработана среднесрочная программа деятельности для всех государственных фондов и обязательно с индикаторами результативности их работы. Мы, когда на Правительстве 1 декабря обсуждали, как раз на это внимание и обратили.

И подготовка, и реализация таких планов должны быть максимально гласными и публичными с привлечением к обсуждению научной общественности.

Кроме того, предлагаю подумать о создании системы мониторинга использования результатов проектов, профинансированных фондами. Деньги истрачены, результаты получены. Это какие результаты? Это результаты, которые в папках где-то остались и пылятся на полках либо лежат где-то там на сайтах компьютерных и не востребованы? Или это то, что реально работает в жизни, то, что даёт отдачу в реальной экономике либо фундаментальную науку развивает? Нужно создать систему мониторинга использования результатов проектов.

И последнее. Сегодня нам предстоит определиться с тематикой следующего совещания нашей комиссии. Я знаю, что уже есть определённые наработки, и прошу сегодня их доложить.

Давайте перейдём к работе.

Что касается экспертизы. Мы с Андреем Александровичем (А.А.Фурсенко – министр образования и науки Российской Федерации) сейчас об этом говорили, когда ехали сюда. Он считает, что экспертиза налажена должным образом и действительно создано по-настоящему авторитетное экспертное сообщество на протяжении нескольких лет. Но нужно, повторяю, чтобы даже за рамками этой авторитетной группы была полная информация о том, как функционирует эта кухня и какой продукт она выдаёт.

Пожалуйста, Андрей Александрович.

А.А.Фурсенко: Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги!

Наша научно-техническая политика направлена на реализацию всей инновационной цепочки – от генерации знания до создания продукции, вывода её на рынок.

Научные фонды являются одним из ключевых элементов поддержки научно-инновационной деятельности, причём они не подменяют, не дублируют государственные академии наук, федеральные целевые программы. Они занимают в ней особое место. Они реализуют стадию формирования подготовки инициативных научных инновационных проектов. В то время как базовое финансирование всё-таки в большей степени направлено на сохранение развития инфраструктуры научных исследований, федеральные целевые программы поддерживают уже сформированные научно-инновационные проекты в рамках утверждённых научных приоритетов, то есть фонды обеспечивают некую позицию свободного поиска.

Два научных фонда – ФФИ и РГНФ (фундаментальных исследований и гуманитарный научный фонд) – поддерживают научные проекты на основе механизмов публичного конкурса, наиболее приемлемого для сферы фундаментальных исследований. Фонд содействия работает через заключение госконтрактов в соответствии с 94-м ФЗ. Все перечисленные научные фонды ориентированы, как уже было сказано, на поддержку инициативных работ учёных, причём независимо от того, в какой организации работают учёные – в государственной организации, частной организации, в Академии наук или в вузе.

Научные фонды представляют учёным средства в виде грантов, то есть на безвозвратной, некоммерческой основе. И качество исполнения всех проектов контролируется.

Владимир Владимирович поставил задачи – я не буду повторяться. Единственное, что хочу сказать, что действительно важнейшая тема – это экспертиза, экспертиза как заявок, так и выполненных проектов.

В принципе вокруг фондов создался корпус экспертов, которому доверяет научное сообщество. Когда мы реализовывали два постановления Правительства (№218 и 220), там требовалась экспертиза. Основу экспертного сообщества составили как раз эксперты из фондов. Могу сказать, по 220-му постановлению – это постановление, которое подразумевало конкурс ведущих мировых учёных, которые создают лаборатории в наших университетах. Мы привлекали экспертов, которые были предложены национальным научным фондом США, ассоциациями европейских и американских университетов, европейской комиссией. Наши российские эксперты ни в чём не уступали в качестве экспертизы экспертизе признанных мировых научных институтов.

У нас будут выступать руководители фондов. Что-то они уже сказали на выставке и сейчас более подробно будут рассказывать о своих достижениях. Всё-таки я упомяну несколько, на мой взгляд, наиболее интересных проектов.

В марте 2010 года в Дубне синтезирован новый сверхтяжёлый элемент с атомным номером 117. Я хочу сказать, что это открытие признано Американским физическим обществом одним из наиболее выдающихся достижений фундаментальной науки в 2010 году. Эта работа была инициирована выделением гранта со стороны РФФИ, после чего к этому присоединился ряд международных фондов из других стран – и эта работа была реализована. А с другой стороны, тем же самым РФФИ проинициирована достаточно прикладная работа – разработка Томским региональным центром технологий производства изделий из циркониевых, титановых сплавов для сборки атомных тепловыводящих реакторов. Она стала основой для разработки серийных технологий на Чепецком механическом заводе. То есть спектр очень широкий.

То же самое можно сказать по Фонду содействия. По-моему, Сергей Геннадьевич (С.Г.Поляков – гендиректор Фонда) показывал клапаны сердца. Сегодня клапаны, которые производятся на одной из компаний, поддержанной этим фондом, — она реально обеспечивает значительную часть, большую часть соответствующих операций в России, — но одновременно эти клапаны поставляются за рубеж, то есть они прошли международную экспертизу.

И по РГНФ. Владимир Николаевич (В.Н.Фридлянов – председатель совета Фонда) уже упоминал поддержку раскопок. Я считаю, что не менее важно то, что издаются уникальные издания. Они некоммерческие, но именно эти издания позволяют сохранять эту гуманитарную среду в стране. Это многотомная энциклопедия русского языка, это исследования по публикации и реставрации документов, уникальных документов.

Теперь буквально несколько слов о финансировании научных фондов. Когда в 1990-х годах создавались фонды, то объём их финансирования был соотнесён с общим объёмом финансирования гражданской науки. И в этом есть своя логика. Поскольку фонды являются питательной средой для подавляющего большинства крупных научных инновационных проектов (а я могу сказать, что и проекты, которые поддерживаются «Роснано», и проекты, которые поддерживаются в рамках Российской венчурной компании, в рамках проекта «Сколково», – это проекты, которые в той или иной степени на начальных этапах поддерживались в рамках перечисленных фондов), – так вот для того, чтобы не было нигде «узкого горлышка», как раз было определено соотношение между объёмом финансирования фондов и объёмом финансирования гражданской науки в целом. Это соотношение более или менее выдерживалось вплоть до начала кризиса, когда общий объём финансирования гражданской науки (в том числе как одна из антикризисных мер) не только сохранился, но и увеличился, а объём финансирования фондов остановился. Более того, были вопросы о том, что, может быть, сократить финансирование фондов. Но было решение Правительства тогда (в общем, оно было согласовано Минфином) – объём сохранить. И мы этот же объём сохранили на 2011 год. Сегодня в проекте бюджета на 2012–2013 годы финансирование уменьшено. Мы выступали с предложением о том, чтобы как минимум сохранить, а вообще, желательно, увеличить финансирование фондов. Я хочу сказать, что у нас понимание с Минфином на эту тему имеется, мы договорились вернуться к этому вопросу, когда будем смотреть коррекцию трёхлетнего бюджета в 2011 году. Но я тем не менее считаю необходимым это упомянуть.

Мне кажется, что было бы крайне важно всё-таки, чтобы финансирование фондов, как минимум в рамках инфляционных проблем (а лучше быстрее), росло. Почему так важно увеличивать объёмы финансирования фондов? Сегодня опасно через фонды ссужать направление исследований, потому что именно эти поисковые исследования дают возможность иногда получить качественно новые результаты там, где их не ожидали. Но если мы сохраняем спектр исследований, то тогда это приводит к тому, что начинают уменьшаться объёмы грантов. Например, сегодня средний грант по РФФИ – 400 тыс. руб., по РГНФ – 350 тыс. руб., по Фонду содействия – менее 1 млн. И в ряде случаев этого недостаточно для запуска задельных работ. Если в каких-то работах такого чисто теоретического характера этого достаточно, то в работах, где существует экспериментальная составляющая, этих денег мало. Поэтому очень хотел бы всё-таки, чтобы мы постепенно с учётом имеющихся экономических реалий объёмы финансирования фондов увеличивали.

И ещё несколько слов по поводу нормативного регулирования деятельности научных фондов. Мы подготовили соответствующий проект федерального закона об уточнении правового статуса фондов. Этот закон уже принят Госдумой в первом чтении. Научные фонды будут работать в целях поддержки не только научной, научно-технической, но также инновационной деятельности. Это принципиальный момент, который направлен на дополнительную поддержку инновационного развития. Включены в состав законопроекта и предложения о том, что надо распространить льготы для государственных научных фондов на частные фонды, то есть негосударственные фонды, – это в законе тоже присутствует. Устанавливается система налогового стимулирования, то есть от налога на прибыль освобождаются средства, полученные из фондов грантополучателями, и средства, которые поступают на формирование фондов из различных источников, то есть эти деньги выносятся из-под налогообложения на прибыль.

И в то же время мы обсуждали вопрос, что целесообразно дополнить законопроект законодательным определением понятия «инновационная деятельность» и также положением о том, что государственные фонды могут существовать не только в рамках бюджетного учреждения, но и в рамках автономного учреждения. Эти вопросы мы обсуждали – обсуждали и с участием фондов, и с другими нашими ведомствами, министерствами.

Мы считаем, что в принципе мы готовы уже к тому, чтобы такое дополнение сделать. В принципе эти дополнения могли бы быть сделаны в рамках второго чтения указанного закона. Ну и конкретно наши коллеги из фондов расскажут, дополнят по каждому фонду отдельно. Спасибо.

 

Продолжение следует…

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл рабочую встречу с заместителем Председателя Правительства – министром финансов Российской Федерации А.Л.Кудриным

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Алексей Леонидович, по исполнению бюджета в декабре и о работе с регионами расскажите, пожалуйста.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, в настоящий момент бюджеты субъектов Российской Федерации исполняются вполне успешно. С начала года за 11 месяцев доходы субъектов выросли на 13%, или на 666 млрд рублей, по сравнению с прошлым годом. При этом некоторые налоги, которые особенно упали в период кризиса, существенно выросли. Например, налог на прибыль вырос на 45% к прошлому году – эта прибавка дала субъектам 434 млрд рублей. Поступление акцизов выросло на 34% – эта прибавка дала субъектам 75 млрд рублей. Достаточно стабильно росли налог на доходы физических лиц (на 6%), налог на имущество (на 10%). Доходная база субъектов в этом году развивается успешно.

При этом наша помощь от федерального бюджета субъектам за 11 месяцев этого года уже составила 1 трлн 283 млрд рублей.

В.В.Путин: Как Министерство финансов реагирует на эти позитивные процессы в бюджетной сфере регионов России?

А.Л.Кудрин: Мы, конечно, просили субъекты достаточно консервативно планировать на этот год. Мы более консервативно оценивали ситуацию. Поэтому субъекты достаточно чётко спланировали свои расходы и сегодня у них есть даже некоторый избыток на счетах, который они будут использовать уже при планировании бюджета следующего года.

В.В.Путин: А вы как-то корректируете свои межбюджетные отношения?

А.Л.Кудрин: Это означает, что в этом году потребовалось меньше средств на сбалансированность. Но тем не менее нам пришлось за счёт этой статьи больше отдать на проблемы, связанные с пожарами, засухой. Получилась экономия средств, которые мы не направили на поддержку самых обычных, текущих решений. Эти средства ушли на поддержку регионов, пострадавших от засухи и при пожарах. Таким образом, мы перераспределили эти ресурсы, не направив их на обычную, текущую поддержку субъектов.

Расходы бюджетов в среднем выросли на 7%. На данный момент у нас бюджеты в основном профицитные. Дефицитные бюджеты оказались только у 15 регионов. В прошлом году за 11 месяцев их было 24. Те кредиты, которые субъекты взяли в прошлом году, они уже в этом году частично за счёт вот этих дополнительных доходов гасят. Можно сказать, что в течение этого и следующего
234d
года ключевая нагрузка, которую взяли на себя субъекты в виде кредитов в прошлом году, постепенно рассосётся.

Поэтому мы оцениваем это как позитив. Но есть один показатель, по которому мы чувствуем некоторое напряжение, – это инвестиции в субъектах. Субъекты за 11 месяцев пока сократили инвестиции на 9%, то есть на 71 млрд. При всех этих дополнительных доходах текущие расходы, включая инфляцию, тарифы, которые приходится оплачивать, пока всё-таки поджимают.

С 1 января субъектам придётся больше платить страховых взносов за своих бюджетников. Поэтому некоторые субъекты на 1 января закладывают определённый запас прочности, чтобы спокойно заплатить за бюджетную сферу и в следующем году провести плановую индексацию зарплаты, которую в этом году не проводили. Поэтому я думаю, что тот позитив, который накопится к концу года, потребуется в начале следующего года при решении вопросов страховых взносов и индексации заработной платы, чтобы сохранить все социальные платежи в стабильном состоянии.

Учитывая проблемы в ряде субъектов, мы вносим проект распоряжения об использовании части фонда на сбалансированность, на поддержку особенно нуждающихся субъектов или, где остались объекты, незавершенных в плановом порядке из-за кризиса.

Мы видим такие субъекты, где мы сможем помочь и ввести ключевые социальные объекты в строй уже в этом году. К ним относится прежде всего Архангельская область. Мы предполагаем, что к концу года там будет введён в строй новый медицинский комплекс и дооснащён новым медицинским оборудованием областной онкологический диспансер.

В.В.Путин: 400 млн рублей?

А.Л.Кудрин: 400 млн, даже 409 млн рублей. Мы также предлагаем помочь Калининградской области с обеспечением теплом и топливом на зимний период, так как чувствуем там эту проблему.

Завод «Молот» в Кировской области, который Вы всегда держите под контролем. Осталась последняя мера – это реструктуризация налогов. Мы в конечном счёте решили выделить им 77 млн рублей и тем самым снять проблему этого налога, и даже не понадобится реструктуризация. Просто очистим завод от долгов, с тем чтобы он уже сейчас начинал программу модернизации.

Республике Ингушетия требуется поддержка в 170 млн рублей. Здесь также завершение разработки проектно-сметной документации под новую программу развития Ингушетии.

Вот такие точечные вопросы мы в конце года успеваем решить за счёт того остатка средств, который у нас на сегодня есть. Соответствующий проект распоряжения мы внесли в Правительство.

В.В.Путин: Хорошо. А как Вы оцениваете исполнение федерального бюджета в целом?

А.Л.Кудрин: В данном случае исполнение федерального бюджета идёт даже выше запланированного по доходам – выше запланированного в феврале, когда мы делали дополнительную оценку на этот год. У нас поступит примерно 225 млрд рублей дополнительно. Но я всегда оговариваюсь, когда мы говорим про дополнительные доходы в период дефицитного бюджета.

В.В.Путин: Я знаю.

А.Л.Кудрин: Поскольку дефицит ещё пока высокий, мы с ним должны считаться в переходный период от кризиса. Любой дефицит для России свыше 2% считаем чрезмерным. В этом году увеличение дополнительных доходов позволит снизить дефицит с последней нашей оценки 4,6% примерно до 4,3%. Но тем не менее он будет пока ещё оставаться довольно высоким.

В.В.Путин: Вы знаете, что прогноз дефицита бюджета у Ваших коллег из других ведомств более благоприятный – 3,5–3,8%.

А.Л.Кудрин: Да, я думаю, что они ошиблись. Мы даже думали, что это будет 5,3%, с учётом поступления доходов это ближе к 5%. Но с учётом того, что министерства и ведомства дадут экономию или не используют все средства (мы оцениваем примерно на 180 млрд рублей от суммарного), эти все меры дают оценку 4,3%.

В.В.Путин: Алексей Леонидович, кто Вас назвал лучшим министром финансов в мире?

А.Л.Кудрин: Это журнал Euromoney.

В.В.Путин: Это оценило экспертное сообщество за год. Давайте посмотрим по результатам Вашей дискуссии с коллегами: кто у нас лучше –Министерство финансов или Министерство экономического развития, кто точнее считает.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл рабочую встречу с министром здравоохранения и социального развития РФ Т.А.Голиковой

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Татьяна Алексеевна, знаю, что Вы провели серию встреч с коллегами и подготовили предложения по распределению средств в рамках региональных программ по модернизации здравоохранения. В чем заключаются эти предложения?

Т.А.Голикова: Да, Владимир Владимирович. В соответствии с Вашим поручением мы под руководством Александра Дмитриевича Жукова провели соответствующее межведомственное совещание по рассмотрению методики распределения средств регионам Российской Федерации на программы модернизации здравоохранения.

Первое. Мы пришли к выводу, что, безусловно, основная часть денег из 460 млрд рублей должна быть распределена сразу и на эти суммы в самое ближайшее время после их распределения должны быть сформированы и представлены на утверждение программы, с тем чтобы они могли начать реализовываться с начала следующего года. Небольшой резерв мы заложили для того, чтобы стимулировать регионы (по их же просьбе) по результатам исполнения программ. Само распределение осуществлялось с учётом численности населения, проживающего на территориях соответствующих регионов, уровня стоимости услуг. То есть в том числе учитывалось Ваше поручение, когда Вы говорили о том, что в ряде регионов-доноров, таких как Москва, Санкт-Петербург, стоимость жизни выше и, естественно, стоимость медицинского обслуживания также выше. Поэтому этот фактор тоже учтён в распределении. Кроме того, мы учитывали состояние самого здравоохранения: уровень запущенности, уровень состояния учреждений, требуют они или не требуют капитального ремонта. Ну и, конечно, я не могу не сказать, что сама методика учитывает стремление к тому, чтобы посредством этих программ улучшались в том числе и демографические показатели, и показатели заболеваемости и смертности в соответствующих регионах.

Этот комплекс показателей лёг в основу, и мы будем предлагать утвердить соответствующее распределение по территориям. Безусловно, есть определённое беспокойство: никакая методика не может учесть все факторы, которые существуют. У нас остаётся группа регионов, к которым, наверное, нужно было бы применить особый подход. Это часть регионов Центрального федерального округа, такие какКурская область, Тамбовская область; некоторые регионы Северо-Запада – Псковская область, Новгородская; а также Магаданская – если дальше уже смотреть. Я не буду перечислять все территории – я хотела бы посоветоваться. Несмотря на то что методика признана обоснованной, всё-таки надо немного по-другому к таким критическим регионам подойти, особым образом на них посмотреть.

В.В.Путин: Сколько всего, Вы предполагаете, средств будет направлено в регионы на эти цели в 2011 году?

Т.А.Голикова: В 2011 году будет направлено 190 млрд рублей из этой суммы и небольшая часть пойдёт федеральным учреждениям, которые будут участвовать в этих региональных программах. А если всё будет успешно с исполнением бюджета и если те 216 млрд, которые мы запланировали на 2011 год в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования, будут полностью выполнены или перевыполнены, то тогда по результатам исполнения мы предложим дораспределить оставшиеся суммы, то есть мы немножко страхуемся на макроэкономику.

В.В.Путин: Понятно. Каким решением мы должны утвердить этот почин?

Т.А.Голикова: Мне бы хотелось, если это возможно, чтобы это было распоряжение Правительства Российской Федерации, с тем чтобы регионы уже могли приступить и представить нам программы.

В.В.Путин: Договорились. Давайте мы сделаем таким образом. Я думаю, что критерии Вы выбрали правильно – численность населения, стоимость услуг, уровень стоимости жизни. Но, безусловно, нужно посмотреть на те регионы, которые нуждаются в особой поддержке, имея в виду скромное, мягко говоря, состояние системы здравоохранения в этих регионах. Представьте, пожалуйста, список таких регионов и Ваши предложения по определённому коэффициенту, повышающему объём получаемых ими средств. Это, конечно, – я с Вами согласен – часть регионов Центральной России, северо-запада, севера, может быть, Дальнего Востока. Посмотрите повнимательнее и при подготовке проекта распоряжения Правительства внесите эти коррективы.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин направил Премьер-министру Киргизской Республики А.Ш.Атамбаеву поздравления по случаю назначения его на эту должность

В телеграмме, в частности, говорится:

«Рассчитываю на тесное взаимодействие с Вами и возглавляемым Вами правительством в интересах дальнейшего развития дружественных отношений и практического сотрудничества между нашими странами, обеспечения стабильности и безопасности в Центральной Азии».

Председатель Правительства России В.В.Путин посетил Зеленоградский инновационно-технологический центр, где ознакомился с различными проектами и исследованиями в области медицины, гуманитарных наук, энергоэффективности

Главе Правительства показали, в частности, разработки Российского фонда фундаментальных исследований, который финансирует инновационные проекты, находящиеся на начальной стадии развития.

Как сообщил В.В.Путину глава фонда, любой молодой учёный может пройти шестимесячное обучение в центре и получать стипендию.

Премьера ознакомили также с деятельностью Российского гуманитарного научного фонда, благодаря которому в свет выходят научные работы учёных и издаётся множество книг.

Глава Правительства обратил внимание на несколько книг, изданных благодаря поддержке фонда, и экземпляры этих книг были переданы В.В.Путину в подарок. Премьер получил книги «Русский стиль», «Археология. Открытия европейской России – 1991–2004 годы», а также книгу «Особые журналы Совета министров Российской империи.1916 год».

В.В.Путину также продемонстрировали разработки в области повышения энергоэффективности. В частности, благодаря работе инновационно-технологического центра были созданы модели датчиков, которые позволяют решать проблемы энергоэффективности в системе ЖКХ.

Кроме того, главе Правительства показали новейшие аппараты диагностики и терапии заболеваний головного мозга, почек, а также рассказали о разработанных мобильных госпиталях по лечению ишемии головного мозга.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с Заместителем Председателя Правительства — Министром финансов Российской Федерации А.Л.Кудриным

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Алексей Леонидович, по исполнению бюджета в декабре и о работе с регионами расскажите, пожалуйста.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, в настоящий момент бюджеты субъектов Российской Федерации исполняются вполне успешно. С начала года за 11 месяцев доходы субъектов выросли на 13% или на 666 млрд рублей по сравнению с прошлым годом. При этом некоторые налоги, которые особенно упали в период кризиса, существенно выросли. Например, налог на прибыль вырос на 45% к прошлому году. Эта прибавка дала субъектам 434 млрд рублей. Поступление акцизов выросло на 34%. Эта прибавка дала субъектам 75 млрд рублей. Достаточно стабильно росли налог на доходы физических лиц (на 6%), налог на имущество (на 10%). Доходная база субъектов в этом году развивается успешно.

При этом наша помощь, от федерального бюджета субъектам, за 11 месяцев этого года уже составила 1 трлн 283 млрд рублей.

В.В.Путин: Как Министерство финансов реагирует на эти позитивные процессы в бюджетной сфере регионов России?

А.Л.Кудрин: Мы, конечно, просили субъекты достаточно консервативно планировать на этот год. Мы более консервативно оценивали ситуацию. Поэтому субъекты достаточно четко спланировали свои расходы, и сегодня у них есть даже некоторый избыток на счетах, который они будут использовать уже при планировании бюджета следующего года.

В.В.Путин: А вы как-то корректируете свои межбюджетные отношения?

А.Л.Кудрин: Это означает, что в этом году потребовалось меньше средств на сбалансированность. Но, тем не менее, нам пришлось за счет этой статьи больше отдать на проблемы, связанные с пожарами, с засухой. Получилась экономия средств, которые мы не направили на поддержку самых обычных, текущих решений. Эти средства ушли на поддержку регионов, пострадавших от засухи и при пожарах. Таким образом, мы перераспределили эти ресурсы, не направив их на обычную, текущую поддержку субъектов.

Расходы бюджетов в среднем выросли на 7%. На данный момент у нас бюджеты в основном профицитные. Дефицитные бюджеты оказались только у 15 регионов. В прошлом году за 11 месяцев их было 24. Те кредиты, которые субъекты взяли в прошлом году, они уже в этом году частично за счет вот этих дополнительных доходов гасят. Можно сказать, что в течение этого и следующего года
2323
ключевая нагрузка, которую взяли на себя субъекты в виде кредитов в прошлом году, постепенно рассосется.

Поэтому мы оцениваем это как позитив. Но есть один показатель, по которому мы чувствуем некоторое напряжение – это инвестиции в субъектах. Субъекты за 11 месяцев пока сократили инвестиции на 9 %, т.е. на 71 млрд. При всех этих дополнительных доходах текущие расходы, включая инфляцию, тарифы, которые приходится оплачивать, пока все-таки поджимают.

С 1 января субъектам придется больше платить страховых взносов за своих бюджетников. Поэтому некоторые субъекты на 1 января закладывают определенный запас прочности, чтобы спокойно заплатить за бюджетную сферу и в следующем году провести плановую индексацию зарплаты, которую в этом году не проводили. Поэтому я думаю, что тот позитив, который накопится к концу года, потребуется в начале следующего года при решении вопросов страховых взносов и индексации заработной платы, чтобы сохранить все социальные платежи в стабильном состоянии.

Учитывая проблемы в ряде субъектов, мы вносим проект распоряжения об использовании части фонда на сбалансированность, на поддержку особенно нуждающихся субъектов или — где остались объекты, незавершенные в плановом порядке из-за кризиса.

Мы видим такие субъекты, где мы сможем помочь и ввести ключевые социальные объекты в строй уже в этом году. К ним относится, прежде всего, Архангельская область — мы предполагаем, что к концу года там будет введен в строй новый медицинский комплекс и дооснащен новым медицинским оборудованием областной онкологический диспансер.

В.В.Путин: 400 млн рублей?

А.Л.Кудрин: 400, даже 409 млн рублей. Мы также предлагаем помочь Калининградской области с обеспечением теплом и топливом на зимний период, так как чувствуем там эту проблему.

Завод «Молот» в Кировской области, который Вы всегда держите под контролем. Осталась последняя мера – это реструктуризация налогов. Мы в конечном счете решили выделить им 77 млн рублей и тем самым снять проблему этого налога — и даже не понадобится реструктуризация. Просто очистим завод от долгов с тем, чобы он уже сейчас начинал программу модернизации.

Республика Ингушетия. Требуется поддержка в 170 млн рублей. Здесь также завершение разработки проектно-сметной документации под новую программу развития Ингушетии.

Вот такие точечные вопросы мы в конце года успеваем решить за счет того остатка средств, который у нас на сегодня есть. Соответствующий проект распоряжения мы внесли в Правительство.

В.В.Путин: Хорошо. А как Вы оцениваете исполнение федерального бюджета в целом?

А.Л.Кудрин: В данном случае исполнение федерального бюджета идет даже выше запланированного по доходам. Ну, выше запланированного в феврале, когда мы делали дополнительную оценку на этот год. У нас поступит примерно 225 млрд рублей дополнительно. Но я всегда оговариваюсь, когда мы говорим про дополнительные доходы в период дефицитного бюджета.

В.В.Путин: Я знаю.

А.Л.Кудрин: Поскольку дефицит еще пока высокий, и мы с ним должны считаться в переходный период от кризиса. Любой дефицит для России свыше 2% считаем чрезмерным. В этом году увеличение дополнительных доходов позволит снизить дефицит с последней нашей оценки 4,6% примерно до 4,3%. Но, тем не менее, он будет пока еще оставаться довольно высоким.

В.В.Путин: Вы знаете, что прогноз дефицита бюджета у Ваших коллег из других ведомств более благоприятный – 3,5-3,8%.

А.Л.Кудрин: Да, я думаю, что они ошиблись. Мы даже думали, что это будет 5,3%. С учетом поступления доходов, это ближе к 5%, но с учетом того, что министерства и ведомства дадут экономию или не используют все средства — мы оцениваем примерно на 180 млрд рублей от суммарного, — эти все меры дают оценку 4,3%.

В.В.Путин: Алексей Леонидович, кто Вас назвал лучшим министром финансов в мире?

А.Л.Кудрин: Это журнал «Euromoney».

В.В.Путин: Это оценило экспертное сообщество за год.

Давайте посмотрим по результатам Вашей дискуссии с коллегами: кто у нас лучше — Министерство финансов или Министерство экономического развития. Кто точнее считает.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А.Голиковой

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Татьяна Алексеевна, знаю, что Вы провели серию встреч с коллегами и подготовили предложения по распределению средств в рамках региональных программ по модернизации здравоохранения. В чем заключаются эти предложения?

Т.А.Голикова: Да, Владимир Владимирович. В соответствии с Вашим поручением под руководством Александра Дмитриевича Жукова мы провели соответствующее межведомственное совещание по рассмотрению методики распределения средств регионам Российской Федерации на программы модернизации здравоохранения.

Первое: мы пришли к выводу, что, безусловно, основная часть денег из 460 млрд рублей должна быть распределена сразу, и на эти суммы — в самое ближайшее время после их распределения – должны быть сформированы и представлены на утверждение программы с тем, чтобы они могли начать реализовываться с начала следующего года. Небольшой резерв мы заложили для того, чтобы стимулировать регионы – по их же просьбе – по результатам исполнения программ. Само распределение осуществлялось с учетом численности населения, проживающего на территориях соответствующих регионов, уровня стоимости услуг. То есть, в том числе учитывалось Ваше поручение, когда Вы говорили о том, что в ряде регионов-доноров, таких как Москва, Санкт-Петербург, стоимость жизни выше, и, естественно, стоимость медицинского обслуживания так же выше. Поэтому этот фактор тоже учтен в распределении. Кроме того, мы учитывали состояние самого здравоохранения: уровень запущенности, уровень состояния учреждений, требуют они или не требуют капитального ремонта. Ну и, конечно, я не могу не сказать, что сама методика учитывает стремление к тому, чтобы посредством этих программ улучшались, в том числе, и демографические показатели, и показатели заболеваемости, и смертности в соответствующих регионах.

Этот комплекс показателей лег в основу, и мы будем предлагать утвердить соответствующее распределение по территориям. Безусловно, есть определенное беспокойство: никакая методика не может учесть все факторы, которые существуют. У нас остается группа регионов, к которым, наверное, нужно было бы применить особый подход. Это – часть регионов Центрального федерального округа, такие как Курская область, Тамбовская область; некоторые регионы Северо-Запада – Псковская область, Новгородская; а также Магаданская – если дальше уже смотреть. Я не буду перечислять все территории. Я хотела бы посоветоваться. Несмотря на то, что методика признана обоснованной, все-таки надо немного по-другому к таким критическим регионам подойти, особым образом на них посмотреть.

В.В.Путин: Сколько всего, Вы предполагаете, средств будет направлено в регионы на эти цели в 2011 году?

Т.А.Голикова: В 2011 году будет направлено 190 млрд рублей из этой суммы и небольшая часть пойдет федеральным учреждениям, которые будут участвовать в этих региональных программах. А если все будет успешно с исполнением бюджета, и если те 216 млрд, которые мы запланировали на 2011 год в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования, будут полностью выполнены или перевыполнены, то тогда, по результатам исполнения, мы предложим дораспределить оставшиеся суммы. То есть мы немножко страхуемся на макроэкономику.

В.В.Путин: Понятно. Каким решением мы должны утвердить этот почин?

Т.А.Голикова: Мне бы хотелось – если это возможно, — чтобы это было распоряжение Правительства Российской Федерации, с тем чтобы регионы уже могли приступить и представить нам программы.

В.В.Путин: Договорились. Давайте, мы сделаем таким образом. Я думаю, что критерии Вы выбрали правильно – численность населения, стоимость услуг, уровень стоимости жизни. Но, безусловно, нужно посмотреть на те регионы, которые нуждаются в особой поддержке, имея в виду скромное, мягко говоря, состояние систем здравоохранения в этих регионах. Представьте, пожалуйста, список таких регионов и Ваши предложения по определенному коэффициенту, повышающему объем получаемых ими средств. Это, конечно, — я с Вами согласен – часть регионов Центральной России, Северо-Запада, Севера, может быть, Дальнего Востока. Посмотрите повнимательнее и при подготовке проекта распоряжения Правительства внесите эти коррективы.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание о мерах по развитию В«ИжавтоВ

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы сегодня обсудим перспективы развития Ижевского автомобильного завода. В прошлом году – все собравшиеся здесь это хорошо знают – из-за последствий экономического кризиса, а главное, из-за безответственности и недобросовестности ряда владельцев и менеджмента предприятия оно попало в крайне сложную, прямо скажем, критическую ситуацию.

С апреля 2009 года завод был переведён в режим неполной рабочей недели, а по сути, был момент, когда он остановился целиком, нарушилась кооперация с АвтоВАЗом, долговая нагрузка предприятия возросла до 13 млрд рублей. При этом более 6 млрд было выведено прежним руководством завода в разного рода аффилированные офшорные компании.

Чтобы возобновить производство и, что важно, сохранить рабочие места, пришлось этим заниматься и с уровня федерального Правительства. В сентябре текущего года, как вы помните, мы практически все вместе в этом составе были на предприятии и вместе с представителями Сбербанка и АвтоВАЗа изучали ситуацию. Сбербанк сегодня является главным кредитором. 9 млрд у вас, да? (Обращаясь к главе Сбербанка Г.О.Грефу.)

Сборочный конвейер на «Ижавто» был запущен вновь. В сентябре–ноябре 2010 года объём производства составил около 4 тыс. автомобилей. Этого, конечно, явно недостаточно для обеспечения устойчивой работы предприятия, для того, чтобы сделать эту работу рентабельной, а, безусловно, это знаковое предприятие для страны и особенно для региона, для республики.

Наша задача – помочь ижевскому заводу крепко встать на ноги, расширить производство и модельный ряд. Безусловно, для этого потребуются активное участие, привлечение новых технологий и стратегических партнёров.

Могу сказать, что для решения данных задач мы подобрали действительно сильных и подходящих партнёров. Помню, как мы на предприятии с вами все эти проблемы обсуждали, договорились тогда, что найдём решение. С рабочими завода встречались и сформулировали наши совместные планы, сказали людям о том, что сделаем всё, что от нас зависит, для того чтобы эти планы были и сформулированы и, что самое главное, реализованы. Рассчитываю, что сегодня и Сбербанк, и АвтоВАЗ, и «Ростехнологии» выйдут на подписание соответствующего документа, целью которого является совместная реализация проекта по долгосрочному развитию и модернизации «Ижавто».

Согласно предложенному бизнес-плану, на площадке этого предприятия
1d54
уже в 2011 году может быть выпущено порядка 126 тыс. автомобилей, а к 2014 году эта цифра должна возрасти до 300 тыс. автомобилей, причём половину из них должны составить автомобили таких известных брендов, как «Рено» и «Ниссан», поскольку (и мы об этом тоже говорили с партнёрами АвтоВАЗа) эти компании также проявляют интерес к работе на этом предприятии.

Для нас принципиально важно, что на Ижевском автомобильном заводе будет обеспечен высокий уровень локализации производства. Об этом мы с нашими партнёрами тоже в принципе договорились – там должно быть до 50–60%. Это полностью отвечает и планам Правительства Российской Федерации по развитию отечественного автопрома. В основе этих планов – стимулирование притока передовых технологий и инноваций, повышение производительности труда.

Обновлённое предприятие, как я уже говорил, является очень важным для региона и для страны в целом и даст возможность местным жителям получить эффективные и высокооплачиваемые рабочие места. И если сегодня здесь трудится порядка 2,5 тыс. человек, то к 2014 году количество работающих на предприятии может уже возрасти до 7 тыс. человек.

В ходе сегодняшнего совещания мы ещё раз должны детально рассмотреть эту бизнес-инициативу, а также обсудить условия кредитования и вопросы урегулирования текущих долгов «Ижавто». Я понимаю финансовые учреждения – без поддержки Правительства им не обойтись. Сегодня обсудим и эту составляющую.

И в завершение хочу пожелать участникам проекта как можно быстрее завершить согласование всех необходимых процедур. Рассчитываю, что ритмичное производство на предприятии будет развёрнуто в самые короткие сроки, тем более что для этого складывается весьма благоприятная ситуация. Российский автопром набирает обороты, объёмы растут быстрыми темпами. В текущем году продажи автомобилей российского производства выросли более чем на 70% – уже практически на 75%.

По мнению экспертов, устойчивая тенденция сохранится и в будущем. Добавлю, что в 2011 году мы продолжим программы стимулирования спроса. Всего на эти цели будет направлено более 15 млрд рублей. Думаю, что сложившаяся ситуация на «Ижавто» будет преодолена и ситуацию мы сможем поправить не в оперативном режиме, а уже выйти на стратегические планы развития.

* * *

По окончании совещания в присутствии Председателя Правительства России В.В.Путина был подписан меморандум о взаимопонимании между ОАО «Сбербанк России», государственной корпорацией «Ростехнологии» и ОАО «АвтоВАЗ».

После подписания документа глава Правительства России отметил, что сегодняшнее мероприятие будет хорошим подарком не только для трудового коллектива предприятия «Ижавто», но и для всей республики, а также для всего автопрома страны. Как сказал далее Премьер, это не простая, а многоходовая операция, в том числе с поддержкой со стороны бюджета России. Но в конечном итоге мы договорились и нашли такую схему, которая будет выгодна всем участникам процесса.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание В«О строительстве, вводе в эксплуатацию и работе федеральных центров высоких медицинских технологий и перинатальных центровВ

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вы знаете, вчера в ходе «прямой телевизионной линии», в диалоге с гражданами страны много вопросов было поставлено по качеству медицинских услуг, по заработным платам медицинского персонала. Ясно, что людей эти вопросы волнуют. И очевидно, что, поставив вопросы развития здравоохранения в число наших приоритетов, мы отвечаем на запросы общества. Это неплохо, но объём работ, который предстоит нам в этой сфере сделать, очень большой. Это целый комплекс мероприятий, связанных и с подготовкой, и с реализацией крупных региональных программ по модернизации здравоохранения. Это вопросы, связанные с модернизацией самой системы обязательного медицинского страхования. Это вопросы, связанные с развитием, возрождением фармацевтической промышленности и укреплением позиций в сфере производств медицинской техники, причём не только для нашего внутреннего потребления, но, надеюсь, и для того, чтобы завоевывать соответствующие ниши на мировом рынке.

Реализацию всех этих вопросов, безусловно, и в дальнейшем будем держать под контролем – так, чтобы эта работа шла не сама по себе, а чтобы люди чувствовали результаты этой работы на качестве получаемых услуг.

Сегодня на совещании поговорим о дальнейшем развитии высокотехнологичного сектора медицины. Речь идёт не только о строительстве новых объектов, а это 14 федеральных медицинских центров, 24 перинатальных центра, 2 университетских медцентра в Москве и во Владивостоке. Кроме того, продолжается реконструкция уже действующих федеральных медицинских учреждений, а также оснащение 190 региональных центров по оказанию помощи при сосудистых и онкологических заболеваниях и пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Отмечу, что начиная с 2005 года число граждан, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, увеличилось с 60 тыс. до 290 тыс. человек. Доступность таких услуг, конечно, нужно повышать и в будущем. С 60 до 290 – это увеличение в 5 раз. В целом неплохо, но потребности гораздо больше, и усилия по этому направлению нужно наращивать и дальше.

В общей сложности за период с 2008 по 2013 год на развитие высо
29c6
котехнологичного сектора медицины из федерального бюджета будет потрачено, запланировано 135 млрд рублей.

В августе на совещании в Твери мы говорили о том, как идёт реализация задач в этой сфере. За прошедшие четыре месяца открыто ещё три федеральных высокотехнологичных центра в Хабаровске, Красноярске и Челябинске. До конца года будет введён в эксплуатацию такой объект в Тюмени. В следующем году откроем ещё шесть центров – в Перми, Барнауле, Владивостоке, Калининграде, Новосибирске и Смоленске.

Важно наладить эффективную работу всех этих учреждений, чтобы не получилось так, что центр построили и оборудование завезли, а работать они в полном объёме не могут.

Вчера в ходе «прямой линии», о которой я уже упоминал (вы знаете, наверняка видели), был диалог и с сотрудниками такого центра в Чебоксарах. К ним едут пациенты из 18 регионов Российской Федерации, и, естественно, мест уже не хватает. По данным, которые у меня есть (данные представлены Министерством здравоохранения) там не хватает пока и специалистов. В целом – я вчера говорил об этом – такие центры удаётся укомплектовывать высококлассными, молодыми, перспективными специалистами, но вот здесь проблемы всё-таки есть. Похожая ситуация в Пензе и в Астрахани. И здесь Министерство здравоохранения должно оказать им необходимую поддержку и помощь. А руководители субъектов Российской Федерации должны сделать всё для того, чтобы обеспечить комфортные бытовые условия для тех высококлассных специалистов, в которых эти центры нуждаются. Так сделать, как это сделано в некоторых других регионах, где люди не думают о проблемах с жилой площадью и не занимаются этими вопросами: региональные власти взяли это всё на себя, и всё работает, работает эффективно.

Ещё раз повторю: мы вложили и будем вкладывать в эти объекты серьёзные ресурсы, нужно, чтобы они работали с полной отдачей, оказывали помощь максимальному числу граждан страны.

Теперь что касается перинатальных центров. Четыре месяца назад мы говорили о возможном срыве сроков ввода в эксплуатацию ряда объектов, о невыполнении отдельными регионами взятых на себя обязательств, прежде всего обязательств по софинансированию. В большинстве случаев регионы нас услышали, отреагировали, и ситуация исправляется. Темпы строительства были значительно ускорены. Там, где ещё в августе только стены возводили, сегодня уже заканчиваются работы по внутренней отделке. До конца года будет завершено строительство ещё 10 перинатальных центров. А буквально на днях подобные объекты открылись в Кировской, Ростовской и Волгоградской областях. В Санкт-Петербурге, в Центре имени Алмазова, который начал работать в ноябре, уже появилось на свет более 200 малышей. И всё-таки в некоторых регионах по-прежнему график работы не выполняется. Это Забайкальский, Пермский края, Амурская область, Воронежская и Курганская области.

Ещё раз подчеркну и обращаюсь к руководителям этих регионов: нельзя превращать в долгострой возведение таких важнейших объектов. Я прошу руководство этих регионов незамедлительно принять необходимые меры для ускорения строительства. Также напомню коллегам в регионах о строгом выполнении обязательств по софинансированию. Сейчас не буду приводить эти данные (они у меня здесь есть), но в некоторых случаях ситуация явно далека от того, что мы ожидали по этой линии работ.

Теперь об оснащении перинатальных центров медицинским оборудованием. Неделю назад мы подробно говорили о развитии отечественного производства медтехники. Должен отметить, что до 2008 года в основном приобреталось импортное оборудование или почти исключительно импортное оборудование. За последние два года ситуация несколько изменилась в лучшую для нас сторону. Это примерно 11% от суммы, потраченной на оснащение перинатальных центров. Вот эта сумма (11%) уже направляется для приобретения оборудования у отечественных производителей.

Например, Уральский оптико-механический завод поставляет инкубаторы для выхаживания новорождённых, аппараты искусственной вентиляции лёгких для новорождённых, некоторые другие приборы. Есть и другие примеры. Здесь присутствующие все о них знают. Это примеры хорошие. Рассчитываю, что с началом реализации специальной программы по развитию фармацевтики и отечественной медицинской техники, промышленной медицинской техники таких примеров станет гораздо больше.