Дмитрий Болкунец: Беларусь вступает в четвёртую пятилетку Лукашенко расколотой, как никогда прежде

Белорусский политолог Дмитрий Болкунец, президент Белорусии Александр Лукашенко. Коллаж: ИА REGNUM Белорусский политолог Дмитрий Болкунец, президент Белорусии Александр Лукашенко. Коллаж: ИА REGNUM

Прошедшая в Беларуси избирательная кампания была самой жесткой и циничной в новейшей белорусской истории. Для организации циркового представления под названием «Выборы» власть отобрала 9 персонажей на любой вкус. Еще один персонаж был вне конкурса.

Многие из кандидатов не были знакомы белорусскому избирателю, который привык за 1,5 десятилетия к одному стареющему и седеющему образу, вещающему изо всех углов страны. Цель была одна — устроить «супердемократические выборы», чтобы добиться их признания на Западе. Кампания шла, представление нравилось и зрителям, заполняющим полные залы в регионах, и режиссерам-постановщикам, которые не мешали отобранным персонажам выступать на арене и позволяли даже покрасоваться в прямом эфире. Когда пришло время зрителей оценить выступление актеров, режиссеры-постановщики взяли процедуру подсчета голосов в свои руки, организовав массовое досрочное голосование и умело проводили подсчет голосов в день Х. Никогда ранее международные наблюдатели не признавали итоги «выборов» в Беларуси. Надежда на признание в этот раз не оставляла сомнений, но случилось страшное — опять не признали. Обвинили в непрозрачности подсчета голосов и жестким подавлением акции протеста. Реакция Запада не непризнание выборов в Беларуси предсказуема, реакция наблюдателей от СНГ — ожидаема. Они признают все выборы, которые ОБСЕ считает недемократическими.

Делать однозначные выводы о том, сколько реально голосов получили кандидаты очень сложно, т.к. в Беларуси нет независимой социологической науки, так называемые экзит-пулы носят заказной и субъективный характер, а результаты ЦИКа не внушают доверия ввиду невозможности проверить достоверность данных.

Власть сделала все возможное, чтобы люди вышли открыто протестовать. Еще днем 19 декабря Лукашенко клялся, что на площадь никто не выйдет, но прогадал. За такие вещи всех помощников и советников нужно гнать в шею. Данная акция стала крупнейшей с конца 90-х годов. Однако власть была готова к такому развитию событий и имела домашние заготовки. Перед началом мирной акции протеста взорвали шумовыми гранатами и избили до потери сознания поэта Владимира Некляева . В микроавтобусе его штаба белорусский государственный телеканал обнаружил какую-то арматуру и петарды (лопаты и грабли в автомобиле обнаружены не были). К слову, телеоператоры других телеканалов, которые сопровождали политика, почему-то таких предметов у него в автомобиле не находили. Невозможно себе представить подобные действия со стороны руководителей Франции, Италии, Великобрит
1b63
ании, на которых равняется Лукашенко и его говорящие головы. Случай с Некляевым и последовавшие после него события — трусость и цинизм.

Накануне акции были предупреждения о том, что если оппозиция перейдет «тот Рубикон, который нельзя переходить, ответ будет жестким». Что имелось ввиду под «рубиконом», стало ясно после того, как оппозиция перешла его, начав штурмовать Дом правительства. На фотографиях штурма отчетливо видны лица провокаторов, которые, вооружившись лопатами и граблями, бьют стекла в правительственном здании. Видел ли кто-нибудь среди митингующих людей, у которых были лопаты и грабли? Достаточно посмотреть кинохронику и фотоотчеты с места событий как станет ясно, силовой вариант был инициирован провокаторами, одетыми в штатскую форму. На другой картинке видно, как молодой человек ломится в двери и тут же по рации, расположенной в рукаве куртки, передает какие-то данные. Конечная цель была разогнать силовым методом мирную акцию протеста и пресечь волну негодования в обществе, сделать из митингующих «террористов, бандитов, алкоголиков». Акция на площади в Минске должна была быть исключительно мирной без силового сценария, однако некоторые лидеры оппозиции поддались на провокации. Итог известен и он печальный. Белорусы мирный народ и стране не нужны революции. Лукашенко и его помощники явно перемудрили с силовым разгоном акции. Выход людей — серьезный звонок для стабильности режима. Пока Лукашенко этого не понимает. Как историк, он должен помнить, что некоторые политики, чувствующие свою политическую смерть, начинают развинчивать гайки и проводить либерализацию ( Аугусто Пиночет , Фидель Кастро ). В случае с Лукашенко в ближайшее время либерализации в стране ждать не стоит. Курс остается прежний. Беларусь вступает в 4-ю пятилетку Лукашенко расколотой как никогда прежде. Ничего хорошего очередной срок Лукашенко для Беларуси не несет. Россия и Европа вновь получает проблемного и неадекватного соседа еще на 5 лет.

В любом случае, этим все не закончится. События в эту пятилетку будут развиваться гораздо более быстрыми темпами, чем в предыдущую. А между тем, в 2015 году Лукашенко стукнет 61 год. Он станет еще более старым и седым. Но велика вероятность, что Лукашенко может и не досидеть до этого периода. Все зависит уже не только от него, но и от внешних факторов. Он заложник системы власти, которую построил и не может уйти сам. В этой системе нет кнопки самостоятельно выйти из игры. Только внешний пользователь может нажать кнопку «перезагрузка» или отключить систему. А еще может быть вирус, это когда система начнет пожирать сама себя.

Дмитрий Болкунец, белорусский политолог

.